Формы диалогового взаимодействия судебной власти и СМИ

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Извлечение из книги «Диалоговое взаимодействие судебной власти и СМИ» (авторы: Борисов В.М., Бейсембаев А.Р., Рыспекова Г.О.)

Формы диалогового взаимодействия судебной власти и СМИ

Свобода слова и свобода средств массовой информации относятся к числу основных прав человека, обеспечение которых является важным атрибутом демократического развития общества, когда граждане имеют свободный доступ к информации и могут свободно обмениваться ею, обсуждать противоположные взгляды и суждения.

Для правосудия важно формировать открытый образ суда с ясным механизмом принятия решений, не дающих простора для журналистских домыслов, чего можно избежать при открытом сотрудничестве между органами государственной власти и структурами гражданского общества. Вот почему для судей, так важно налаживание конструктивного взаимодействия с прессой, которое будет способствовать обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Верховным судом уже многие годы предпринимаются меры по взаимодействию со средствами массовой информации.

Одним из первых документом является Циркулярное письмо Верховного суда от 7 ноября 2000 года, которое было направлено на исключение фактов нарушения прав представителей прессы в судах, на возможность беспрепятственного освещения судебных заседаний по конкретным делам (размещено на сайте Союза судей Казахстана). В этом документе, на основе действующего законодательства, был сделан однозначный вывод: судьи местных судов не должны ограничивать права журналистов на получение и распространение информации по итогам рассмотрения дел в открытых судебных заседаниях.

Этапным документом для судов и СМИ является «Программа повышения имиджа судебной системы Республики Казахстан», которая была утверждена пленарным заседанием Верховного суда Республики Казахстан 20 марта 2003 г. (размещена на сайте Союза судей Казахстана). Она определяет приоритеты, направленные на формирование позитивного общественного мнения о работе судов, дальнейшее развитие их открытости и доступности для граждан и средств массовой информации. Документ разработан в целях реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 949 (опубликован: «Казахстанская правда» от 3 октября 2002 года № 212 (23861).

Концепция правовой политики является программным документом, основной фокус которого направлен на формирование позитивного имиджа судебной системы в целом, создание системы комплексного информационного обеспечения деятельности судов. Одним из ожидаемых результатов было повышение уровня информированности населения по правовым вопросам, деловой активности граждан по обеспечению защиты своих прав, свобод и законных интересов в судебном порядке.

Следует отметить, что в процессе реализации целей и задач этих прграммных документов были созданы предпосылки для налаживания диалога между СМИ и судебной властью, что в свою очередь, способствовало формированию позитивного имиджа судебной системы, повышению роста доверия к органам правосудия со стороны населения.

Принятие этих документов не является случайностью. Верховный суд должен был сам показать местным судам пример цивилизованного отношения с представителями СМИ. Дальнейшие шаги Верховного суда по формированию института пресс-секретарей судов, а также координаторов по работе со СМИ, способствовали реальному сближению прессы и судебной системы на благо общественных интересов.

Следует сказать, что независимость судебной власти 
влияет на справедливое судебное разбирательство, верховенство права и демократии, не исключающее общественного контроля за деятельностью судов со стороны СМИ и других общественных институтов.

В целях укрепления доверия общества необходимо всемерно способствовать доступу журналистов в суды. Для журналистов, посещающих судебные процессы, не должно быть барьеров или препятствий.

Вот почему Союзом судей Казахстана предпринимается системный подход по обеспечению доступа журналистам, как к судебной информации, так и к участию в судебных процессах.

Из практической деятельности Союза судей можно выделить следующие наиболее успешно осуществляемые формы сотрудничества СМИ и судебной власти:

1. Проведение постоянно действующих региональных форумов «Судебная власть и средства массовой информации»

Формированию комплексного подхода по применению разнообразных форм сотрудничества СМИ и судебной власти способствуют различные международные и национальные проекты. В частности, Проект Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз»: «Судебная власть и средства массовой информации», который реализуется с непосредственным участием Союза судей Казахстана, при поддержке Центра ОБСЕ в Астане и Агентства США по международному развитию (ЮСАИД) и Посольства США.

Проект действует на протяжении двух лет, проведены около десяти форумов. В различных регионах страны проводятся заседания постоянно действующего регионального форума «Судебная власть и средства массовой информации». Все начиналось с налаживания диалога, постепенно формировались цивилизованные отношения между судьями и журналистами, откровенно обсуждались назревшие проблемы, велся совместными усилиями поиск по их разрешению.

Наиболее значимые вопросы постоянно действующих региональных форумов – это международный опыт создания и функционирования Гильдии судебных репортеров, международные стандарты в сфере регулирования отношений судов со средствами массовой информации, право журналиста на получение и распространение судебной информации, открытость судебной системы как один из факторов доверия к суду, проблемы диффамации в Казахстане и другие.

Постоянно действующие региональные форумы стали доступной диалоговой площадкой для развития взаимодействия между СМИ и судебной системой, способствовали переходу на новый уровень взаимоотношений СМИ и судебной власти и повышению уровня прозрачности судебной системы.

2. Проведение международных конференций, семинаров-тренингов

с участием представителей судебной системы СМИ, НПО и международных экспертов

18-19 июля 2011 г. Союз судей Казахстана, Международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз» провели в Верховном суде семинар-тренинг «Взаимодействие судебной власти и средств массовой информации».

Партнерами по проведению выступили: Международная организация по свободе выражения Артикль 19 (Англия), Представительство Internews Network в Казахстане, Агентство США по международному развитию, Комиссия по развитию демократии Посольства США в Республике Казахстан в рамках программы малых грантов.

В работе семинара-тренинга приняли участие координаторы по работе со СМИ из числа судей, пресс-секретари областных судов республики, журналистские НПО и журналисты, освещающие вопросы судебной практики.

На заседаниях секций были проведены:

- практические занятия по подготовке судьи к публичному выступлению в средствах массовой информации;

- практические занятия по подготовке и проведению пресс-конференций в судах.

Обсуждались темы:

- международные стандарты свободы слова;

- обеспечение доступа средств массовой информации в залы судебных заседаний;

- что должен знать судебный репортер.

По итогам работы семинара-тренинга были выработаны и приняты практические рекомендации, которые направлены на обеспечение доступа к судебной информации и качественное освещение журналистами общественно-значимых судебных процессов. Участники семинара-тренинга обсудили проблемы взаимоотношений судебной власти и средств массовой информации, укрепления партнерства и взаимопонимания в интересах свободы слова и справедливого правосудия.

3. Совместная законотворческая деятельность

На конференциях, семинарах, тренингах, региональных Форумах журналисты совместно с судьями активно обсуждают действующее законодательство, готовят совместные рекомендации по его совершенствованию. Последним примером может служить обсуждение вопросов ответственности за диффамацию. По результатам обсуждения участниками регионального Форума разработаны и одобрены рекомендации по совершенствованию законодательства, направленного на декриминализацию ответственности за нарушение личных неимущественных прав в результате клеветы и оскорбления. По ряду проблем были внесены конкретные рекомендации по совершенствованию нормативных постановлений Верховного суда.

Таким образом, наметились хорошие тенденции конструктивного сотрудничества судов и СМИ. Более того, в Правительстве и Парламенте были реализованы отдельные рекомендации по выводу диффамации из сферы уголовного судопроизводства.

4. Обращения и рекомендации Центрального совета Союза судей

Центральный совет Союза судей, проанализировав наиболее характерные проблемы по взаимодействию СМИ и судов для обеспечения доступа к правосудию, а также, исследовав вопрос об эффективности деятельности постоянно действующего форума «Судебная власть и СМИ», выработал и утвердил постановлением от 24 августа 2010 года рекомендации, адресованные председателям судов и председателям филиалов Союза судей Казахстана.

В Рекомендациях обращено особое внимание судей на необходимость кардинального улучшения работы по обеспечению принципа гласности при отправлении правосудия по гражданским, уголовным и административным делам; на продолжение практики публикаций графиков рассмотрения судебных дел на веб-сайтах судов; на создание условий представителям прессы для освещения судебных процессов по конкретным делам в рамках требований национального законодательства и международных договоров. Председателям филиалов Союза судей совместно с комиссиями по судейской этике и пресс-службами судов рекомендовано исследовать критические выступления в СМИ о судебных процессах, вызвавших общественный резонанс, проверять сведения о проступках судей, противоречащих Кодексу судейской этики, по результатам которых применять соответствующие меры. Также Центральный совет Союза судей обратился к Правлению Союза журналистов Казахстана с предложением подготовить аналогичные рекомендации для журналистов с тем, чтобы при освещении в СМИ судебных процессов журналисты придерживались общепринятых этических норм, уважали честь и достоинство лиц, которые становятся объектами их профессионального внимания, а также предоставляли возможность судам изложить официальную позицию в этом же источнике СМИ. Обращения размещаются на веб-сайте Союза судей, а также в информационно-правовой системе Казахстана «Параграф».

5. Общественный контроль – обратная связь

Со стороны журналистов позитивно была воспринята инициатива Союза судей по открытию на веб-сайте Союза судей раздела «Общественный контроль».

Этому предшествовала определенная организационная работа. Международным фондом защиты свободы слова «Әділ сөз» регулярно предоставляется Союзу судей обобщенный анализ сигналов от представителей СМИ о нарушениях принципа гласности судебного разбирательства. Центральным советом Союза судей осуществляются меры по проверке сигналов журналистов. Материалы для проверки направляются председателям Филиалов союза судей и областных судов. Отдельные факты подтверждаются, по их исправлению принимаются меры, на некоторые сигналы о нарушении принципа гласности готовятся опровержения, в судах усиливается контроль по вопросам доступа журналистов на судебные процессы в точном соответствии с требованиями законодательства. Материалы по результатам проверок обобщаются аппаратом Центрального совета Союза судей и также размещаются на веб-сайте Союза судей. Таким образом, Союзом судей обеспечен общественный контроль в лице журналистов и НПО и налажена обратная связь с общественностью.

6. Конкурс «На весах Фемиды»

Союзом судей была инициирована акция по проведению конкурса «На весах Фемиды» среди представителей средств массовой информации за лучший судебный очерк.

Эта инициатива поддержана Союзом журналистов Казахстана и Международным фондом защиты свободы слова «Әділ сөз». Акция направлена на предоставление журналистам наиболее полной информации о состоявшихся судебных процессах. Основная цель конкурса — возрождение жанра судебного очерка и укрепление престижа судебной системы в общественном мнении.

Для повышения уровня освещения судебных дел в СМИ Казахстана Союз судей, Союз журналистов и Фонд «Әділ сөз» приняли решение об объявлении конкурса «На весах Фемиды» за лучший судебный очерк. Итог конкурса – цикл судебных очерков по уголовным правонарушениям и гражданско-правовым спорам.

Организационная деятельность выглядит следующим образом: Фонд «Әділ сөз» путем проведения массового анкетирования журналистов по согласованию с Союзом судей и Союзом журналистов определяет темы судебных очерков, рассматриваемых в рамках конкурса по уголовным правонарушениям и гражданско-правовым спорам, имеющим наибольший рейтинг, а также собирает заявки журналистов, желающих участвовать в конкурсе. Список участников конкурса утверждается его соорганизаторами и размещается на сайте Союза судей. Союз судей осуществляет подбор судебных дел, по которым судебные акты уже вступили в законную силу, и обеспечивает журналистам, участвующим в конкурсе, доступ к судебной информации по избранным темам. Участники конкурса по результатам исследования судебных актов и иной информации готовят очерки по избранной теме конкурса и публикуют их в средствах массовой информации. Члены жюри конкурса, состоящие из кандидатов, представленных соорганизаторами, изучают очерки, опубликованные в СМИ с подведением результатов, которые утверждаются Союзом судей, Союзом журналистов и Фондом «Әділ сөз». Союз судей совместно с Союзом журналистов Казахстана обеспечивает софинансирование призового фонда для награждения победителей конкурса. Фонд «Әділ сөз» обеспечивает публичность условий конкурса и его проведения.

7. Ведение Союзом судей веб-сайта www.ujk.kz в новом формате

Союзом судей приняты меры по обновлению официального веб-сайта в новом формате, содержание которого отвечало бы интересам общественности и, прежде всего, судейского сообщества. На веб-сайт Союза судей можно попасть по адресу: www.ujk.kz, или через веб-сайт Верховного суда www.supcourt.kz. Информация, размещенная на веб-сайте, представляет интерес не только для судей, но и для журналистов, а также для всего населения республики.

Здесь размещены не только последние новости из жизни судейского сообщества и акты Центрального совета Союза судей, и изложены международные стандарты независимости судебной системы, но и размещены обращения журналистов в разделе «Общественный контроль», о котором сказано выше.

Более того, на веб-сайте можно участвовать в форумах по темам:

-суды против коррупции;

-соответствует ли судебная система Казахстана международным стандартам?

-имеются ли преграды для доступа к правосудию Казахстана?

На веб-сайте Союза судей можно принять участие в голосовании по вопросам:

-Вы доверяете судебной системе Казахстана?

- оправдывает ли Ваши ожидания проводимая в стране судебная реформа?

-Вы за отмену смертной казни?

На веб-сайте размещены сведения о проектах по совершенствованию судебной системы с участием таких международных организаций, как: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Агентство Соединенных Штатов Америки по Международному сотрудничеству (USAID – ЮСАИД), Программа Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Проект Европейского Союза «Поддержка судебной и правовой реформы в Республике Казахстан», Германское общество по Международному сотрудничеству (GIZ – ГИЦ) и другие.

Для удобства журналистов и других посетителей сайта имеются гиперссылки на сайты местных судов, где можно получить информацию о судебных актах и размещении графиков судебных процессов.

8. Гильдия судебных репортеров

На многих форумах обсуждалась инициатива Верховного суда совместно с Международным фондом защиты свободы слова «Әділ сөз» о создании Гильдии судебных репортеров. Ее создание позволит подготовить профессиональных журналистов для освещения судебных процессов с учетом требований национального законодательства, исключить конфликты непрофессионального характера, как со стороны судей, так и со стороны журналистов. Союз судей выразил готовность проводить обучающие тренинги для представителей Гильдии судебных репортеров и судей с привлечением для этого казахстанских ученых и международных экспертов.

9. Мониторинг публикаций в средствах массовой информации о деятельности судов

В рамках эксперимента в Павлодарской области Казахстана проводится мониторинг публикаций в средствах массовой информации о деятельности судов.

Важность этого эксперимента обусловлена тем, что за «строкой» таких публикаций стоит вопрос о доверии населения правосудию, о формировании уровня правовой культуры в обществе, благоприятного информационного фона вокруг судов с помощью средств массовой информации.

В целях объективного анализа все публикации о деятельности судов области и судебные акты по делам, а также судебные акты, касающиеся данных публикаций, были предоставлены эксперту-лингвисту, который, проанализировав их, выявил некоторые проблемы, явившиеся предметом «острых публикаций».

Мониторинг обозначил два аспекта, свидетельствующих о необходимости совершенствования деятельности, как судебных органов, так и СМИ.

Во-первых, анализ текстов судебных актов показал, что судьями не всегда соблюдаются лексические, логические и грамматические основы, отвечающие принципам и правилам их применения.

Во-вторых, анализ текстов публикаций показал, что многие журналисты «свободно» интерпретируют судебные решения, порой, не зная конкретных обстоятельств дела, что в итоге дискредитирует положительный имидж судебной власти.

В целях установлению конструктивного диалога были организованы встречи эксперта с представителей СМИ Павлодарской области и с судьями, в ходе которой был обсужден круг вопросов, возникающих при взаимодействии судов и СМИ.

По результатам анализа публикаций и соответствующих судебных актов учебным центром Павлодарского областного суда были проведены семинарские занятия с участием судей городских и районных судов области и представителей независимых и государственных СМИ, на которых в корректной форме были обсуждены итоги мониторинга. Среди журналистов распространена памятка на получение и распространение информации в случае ограничения гласности при рассмотрении дела в суде. В результате проделанной работы, качество публикуемых материалов из судебной практики и качество изготовления судебных актов улучшилось.

10. Общественные слушания

В стадии обсуждения и поиска финансирования эфирного времени программы телевидения находится новая инициатива Союза судей, а, именно, форма работы в виде организации общественных слушаний на телевидении по судебным делам, получившим большой общественный резонанс. Предстоит выяснить, какие гражданские и уголовные дела вызвали наибольший интерес со стороны населения, затем оповестить всех заинтересованных лиц о начале подготовки общественных слушаний. Со стороны судебной системы намечено привлечь для участия в этой телепрограмме судей в отставке. На телевидении в период проведения общественных слушаний будет предоставлена возможность всем заинтересованным сторонам высказать свое мнение по существу судебного дела, состоянию законодательства, участвовать в дискуссиях с участием профессионального телеведущего, услышать официальную позицию судебной власти.

Таким образом, Союз судей последовательно выступает за системный подход, за долгосрочную программу взаимодействия судебной власти и СМИ. Не конфронтация, а деловое взаимодействие между судами и СМИ по исследованию и освещению доступности правосудия окажет благотворное влияние на правовую позицию населения в оценке деятельности судов по защите прав и законных интересов граждан.

Поиск наиболее эффективных форм работы судов и СМИ продолжается.

Независимые судебная власть и средства массовой информации – это не взаимоисключающие институты, а основа права и демократии в современном обществе. Поэтому Союз судей Казахстана намерен и в дальнейшем обеспечивать системный подход в усилении роли суда и СМИ в демократическом обществе Казахстана.

5.1 Пресс-конференция

I. Определение понятия «пресс-конференция».

II. Предназначение.

III. Технология подготовки пресс-конференции.

IV. Сценарий проведения пресс-конференции.

I. Пресс-конференция – организованная встреча журналистов с представителями судебной власти, имеющая целью предоставление СМИ проблемной и комментирующей информации, и характеризующаяся возможностью получения информации из первых рук, проверки сведений и уточнения версий с помощью вопросов. Как правило, в пресс-конференции участвует руководство или люди, компетентные в вопросе, освещаемом на данном мероприятии.

II.Пресс-конференция проводится с целью сделать анонс или презентацию произошедшего важного события.

Проведение пресс-конференции оправдано только в том случае, если:

•в организации есть «горячие» новости и необходимо сделать важное сообщение, по которому у журналистов могут возникнуть вопросы, или необходимо срочно отреагировать на определенное событие;

•приезжает известный судья, правозащитник, готовые выступить перед представителями СМИ;

•представители средств массовой информации предпочитают личные информационные контакты с официальными лицами.

В других случаях информация передается в СМИ пресс-релизом и необходимости в проведении пресс-конференции нет.

III. Пресс-конференция посвящается подробному обсуждению 1-2 вопросов и проводится обычно от 30 минут до 3 часов в зависимости от темы и количества журналистов.

Технология подготовки пресс-конференции включает следующие этапы:

•определение тематики и состава участников пресс-конференции, подготовка ведущего, определение докладчиков, СМИ, приглашенных на пресс-конференцию;

•выбор даты и времени проведения конференции (если есть возможность выбора дня, следует избегать совпадения по времени с другими мероприятиями, важными для прессы и иной общественности: выступлениями политических деятелей, событиями в культурной и спортивной жизни и т.д.). Лучше всего проводить пресс-конференцию во вторник, среду или четверг не ранее 10:00 и не позже 15:00;

•составление полной сметы расходов на проведение пресс-конференции;

•выбор подходящего помещения, которое не должно быть слишком большим, чтобы зал не выглядел полупустым. Пресс-конференции могут быть организованы в пресс-центрах судов.

Необходимо проверить наличие в помещении:

-соответствующего количества стульев;

-места для размещения TV-камер;

-микрофона; стойки для микрофона на платформе;

-электропитания (розетки для TV-оборудования);

-стола регистрации представителей СМИ и выдачи печатных материалов;

-стола и стульев для докладчиков;

-стендов (при необходимости), возможности демонстрации слайдов;

-минеральной воды для участников (желательно).

• извещение представителей СМИ о предстоящей пресс-конференции (составление пресс-релиза).

Приглашения высылаются по почте, факсом или по e-mail так, чтобы они достигли адресата как минимум за 7 дней до пресс-конференции. Важно присутствие «узнаваемых гостей», поэтому нужно заранее наладить с ними контакт и пригласить, заинтересовав их. После рассылки пресс-релизов необходимо убедиться в получении, позвонив по телефону.

Каждое приглашение должно включать в себя:

-тему;

-полное имя, должность основных докладчиков;

-немного подробностей, необходимых для того, чтобы убедить редактора в целесообразности освещения событий, но недостаточных для того, чтобы желание посетить пресс-конференцию отпало;

-дату, место проведения, время и продолжительность пресс-конференции;

-полное имя и контактный телефон ответственного за связь с прессой.

• подготовка текстов докладов.

Тексты всех докладов печатаются заранее. Во время конференции они должны быть доступны для присутствующих журналистов, а после нее рассылаются в СМИ, представители которых не присутствовали.

• подготовительная работа накануне пресс-конференции:

-проговаривается ход пресс-конференции с основными участниками;

-уточняются порядок и содержание выступлений;

-делаются телефонные звонки – напоминания представителям СМИ, чье присутствие предполагается, определяется количество тех представителей, кто примет участие в конференции;

-составляется и тиражируется список участников конференции для раздачи представителям прессы;

-осуществляется подготовка зала для проведения конференции.

IV. Сценарий проведения пресс-конференции.

•  Все приготовления должны быть закончены, по меньшей мере, за 30 минут до начала конференции.

• У входа установлены столы для регистрации; журналисты проходят регистрацию, получают пресс-релизы, списки участников, другой раздаточный материал.

• За столом для регистрации должен сидеть человек, который встречает всех журналистов, вручает им весь раздаточный материал и записывает все сведения. Сведения фиксируются на специальном бланке для регистрации журналистов, который должен содержать следующие графы:

-наименование СМИ;

-Ф.И.О. и контактный телефон пришедшего журналиста;

-время выхода материала.

• Количество приглашаемых СМИ ограничено лишь степенью их заинтересованности в заявленной теме.

• На пресс-конференции должно выступать не более трех человек, не считая пресс-секретаря. Каждый из них должен объяснять только свой, заранее определенный круг вопросов, чтобы не допустить повторов. Желательно прописать в тезисной форме кто и что будет говорить и в каком порядке, чтобы выстроилась логическая цепочка. А также заранее прописать ответы на предполагающиеся каверзные вопросы, обдумать, как можно обойти «острые углы». Оптимальная продолжительность пресс-конференции 30-40 минут.

• Докладчики рассаживаются на определенном возвышении; перед ними поставлены таблички с именами и должностями (надписи сделаны крупным шрифтом и видны с задних рядов).

• Сотрудники, задействованные в пресс-конференции, должны иметь бейджи-нагрудные таблички-идентификаторы, содержащие полное имя, должность и название организации.

• Ведет пресс-конференцию модератор из числа руководителей суда или судья, координирующий работу со СМИ.

• Председательствующий делает вступление, представляет участников в начале пресс-конференции, а затем предоставляет слово выступающим.

• Вступительная речь модератора должна быть не более 10 минут, которая должна соответствовать 10 правилам выступления:

- соберитесь (прежде чем говорить, ответьте на 4 вопроса: кому вы будете говорить, что говорить, где и когда);

- держитесь темы (какова ваша главная идея, что вы хотите доказать);

- будьте логичны (держите в голове какую-то логику, не перебегайте с темы на тему);

- запишите (перед вами на всякий случай должен быть текст);

- говорите, а не читайте (потренируйтесь в говорении, поскольку чтение говорит о неподготовленности);

- предполагайте возражения (следует заранее подумать и учесть возможную критику сказанного);

- будьте понятны (говорите конкретно и ясно, чтобы люди могли вас понять);

- разумно используйте графику (она должна только поддерживать, а не заслонять собой выступление);

- будьте убедительны (следует быть живым, интересным, чтобы доказать значимость произносимого для собравшихся);

- вовремя остановитесь.

, Заключение должно быть непосредственно связано с главной идеей выступления, быть естественным, мажорным, оптимистичным по духу. В идеале, заключение должно быть сюрпризом для слушателей, вызвать эмоциональный всплеск.

Главным критерием успешного выступления является информативность, а не эмоции. При этом необходимо соблюдать меру, не перегружать информацией, не приводить большого перечня цифр, имен, указаний на статьи уголовного или гражданского кодексов без дополнительных комментариев к ним. В случае необходимости подобной информации следует предоставить журналистам ее в письменном виде для избегания искажений в СМИ. Старайтесь не высказываться по вопросам, в которых Вы некомпетентны.

После выступлений докладчики должны ответить на вопросы представителей СМИ.

Советы тем, кто отвечает на вопросы:

Что делать, если представитель СМИ с Вами не соглашается?

• выслушайте его внимательно;

• «слушайте глазами», чтобы он почувствовал Вашу заинтересованность его точкой зрения;

• никогда не возражайте в открытую;

• действуйте осторожно, не показывайте смущения от возражений или провокационных вопросов;

• начните ответ на вопрос с фразы: «Спасибо за острый вопрос» или «Проблема, о которой Вы говорите, действительно существует». А дальше говорите на ту тему и выдавайте ту информацию, которую знаете, или которую считаете нужной, например: «Но чтобы разобраться в Вашем вопросе квалифицированно, нужно рассказать вот о чем…».

Что делать, если у Вас нет ответа?

• в качестве варианта ответа можно использовать фразы: «У меня сейчас нет данных». Старайтесь не употреблять фразы: «Без комментариев» или «Не хочу отвечать»;

• запишите вопрос и скажите тому, кто его задал, что ответите ему через определенное время (записывая вопрос на виду у всех, Вы подчеркиваете его важность);

• если в чем-то ошиблись и это заметили журналисты, сразу признавайте ошибку и приносите извинения, в противном случае допущенную Вами ошибку журналисты могут использовать против Вас.

Что делать, если журналист задает маловразумительный вопрос?

• попросите повторить вопрос;

• повторите сами вопрос так, как его поняли Вы;

• попросите несколько минут на размышление (продолжая параллельно отвечать на другие вопросы) – за это время о том вопросе могут просто забыть.

Что делать, если представитель СМИ задает сразу несколько вопросов?

• позаботьтесь заранее о том, чтобы этого не случилось: объявите регламент проведения пресс-конференции, сказав: «Мы знаем, что количество журналистов, желающих задать вопросы, велико, а время пресс-конференции ограничено, потому просим Вас задавать только по одному вопросу». Если обнаружатся попытки нарушить регламент, Вы их нейтрализуете фразой: «Мы договорились задавать по одному вопросу».

Что делать, если вместо вопроса следует «самовыражение» журналиста?    

Например, такое: «Пользуясь случаем, я хотел бы сказать Вам …».

• можно прервать монолог разъяснением того, что форма проведения пресс-конференции не предполагает дискуссию или даже обмен мнениями;

• можно произнести короткую фразу: «Формулируйте, пожалуйста, Ваш вопрос!».

Что делать, если Вам не задали ни одного вопроса?

Причину ищите в себе:

- слишком затянули свое выступление;

- в своем выступлении допустили некорректные выражения, оценку;

- не смогли их увлечь, заинтересовать;

- в середине Вашего выступления слушатели потеряли нить.

Статистика показывает, что чаще всего случается первое и последнее. Не пытайтесь оправдываться тем, что, видимо, тема не так интересна. Любую тему можно подать как актуальную, увязав ее с теми событиями, которые в этот момент беспокоят публику. В данном случае можно сделать следующее:

• попросить знакомых журналистов задать вопросы;

•, то же самое поручить Вашим сотрудникам;

• произнести фразу: «Перед пресс-конференцией нам было передано несколько записок (поступило несколько звонков) с вопросами» и т.д.

Помните, что ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления. Исходя из этого несколько инструкций для того момента, когда Вы уже стоите перед микрофоном:

• уяснив вопрос, не спешите отвечать на него, не пытайтесь сообщить слушателям все, что Вам известно по данному поводу;

• нельзя превращать свой ответ в дополнительную лекцию, ответ на вопрос должен быть предельно кратким;

• если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить для всех;

•  никогда не уходите от вопросов, которые звучат, как своеобразный вызов, и связаны с желанием проверить Вашу позицию. В данном случае ответ обязателен!

Что делать, если на пресс-конференцию пришли два – три журналиста вместо двенадцати запланированных?

• нужно придумать срочный повод сократить пресс-конференцию до размеров брифинга: не надо усаживать журналистов за столы, приготовленные на двенадцать человек;

• если пресс-конференция планировалась в перерыве какого-либо мероприятия, то просто подводите журналистов одного за другим к первым лицам, интервью с которыми может заинтересовать прессу. Якобы стихийные, а на самом деле спланированные, экспресс-интервью, смогут вывести Вас из неловкого положения.

По окончании пресс-конференции следует еще раз напомнить свои контактные телефоны, так как у представителей СМИ могут возникнуть вопросы.

5.2 Брифинг

I. Определение понятия «брифинг».

II. Предназначение.

III. Технология подготовки брифинга.

IV. Сценарий проведения брифинга.

I. Брифинг является эффективной формой работы со средствами массовой информации, позволяющей передать сведения одновременно практически во все СМИ, без затрат времени на подготовку отдельного пресс-релиза для каждого конкретного издания, теле- и радиоканала.

Брифинг – это короткое оперативное выступление перед прессой по свежим следам важных событий. Сообщение на брифинге носит односторонний оповещательный характер с иллюстрацией конкретных фактов.

II. Предназначение брифинга заключается в удовлетворении информационных потребностей аудитории сообщением сведений, фактов от лица официальных властей, высшего руководства. Брифинги организуются в случаях:

• чрезвычайных происшествий;

• общественных скандалов;

• резонансных судебных разбирательствах и т.д., чтобы дать объяснения происшедшему, его причинам, предотвратить возможные ошибки и преувеличения по этому поводу в средствах массовой информации.

III. Технология подготовки брифинга

• Брифинг проводится не более 20-30 минут, куда входит 10-минутное сообщение выступающего и 10-20- минутный на блиц-ответ на вопросы журналистов.

• За несколько дней до брифинга следует:

- определиться с местом проведения брифинга;

- подготовить пресс-релиз, в котором должны быть указаны: дата, место, время, цель, организаторы и программа мероприятия;

- пресс-секретарю позвонить и пригласить журналистов (обычно их число составляет 6-12 человек);

- вторично позвонить журналистам, чье присутствие необходимо, еще раз напомнить о времени и месте мероприятия;

- организовать пресс-линию и сформулировать основную тему выступления;

- подготовить нужные печатные материалы.

• Перед началом брифинга необходимо:

- проверить готовность информационно-аналитической службы;

- убедиться в том, что зал хорошо подготовлен для встречи.

IV. Сценарий проведения брифинга.

Во время проведения брифинга следует:

• встретить корреспондентов в месте проведения брифинга; чаще всего, брифинг проводят стоя, не рассаживая журналистов и выступающих за столы;

• если есть необходимость, раздать дополнительные пресс-релизы;

• провести регистрацию присутствующих на брифинге;

• представить журналистов и выступающих друг другу;

• выступающему необходимо соблюдать следующие правила:

- изложение информации должно быть содержательно и иметь смысловую насыщенность, исключать внутренние противоречия в сообщении, любая оценка или вывод должны иметь исчерпывающую аргументацию;

- подготовленный раздаточный материал должен быть продуманным и составлен таким образом, будто обо всем предстоящем никто никогда и ничего не слышал. Чем проще будет используемая терминология и понятнее суть, тем легче достигнута рефлексия со стороны журналистов;

- приветствовать журналистов доброжелательно, но не подобострастно; стараться быть искренним, подчеркнуто доброжелательным по отношению ко всем журналистам;

• следить за тем, чтобы у каждого журналиста была возможность задать вопрос;

- договориться с представителями СМИ о дальнейшем сотрудничестве;

- выяснить, кто из корреспондентов хочет взять интервью и у кого; организовать интервью;

- по окончании мероприятия составить итоговый пресс-релиз и разослать в СМИ, в котором должна содержаться информация о ходе мероприятия, уточнены все фамилии, названия, наименования, можно включить наиболее интересные высказывания кого-либо из организаторов или представителей средств массовой информации;

- отследить всю вышедшую о мероприятии информацию.

5.3 Интервью

I. Определение понятия «интервью».

II. Предназначение.

III. Технология подготовки интервью.

IV. Сценарий проведения интервью.

I. Интервью – это способ получения информации корреспондентом с помощью устного опроса представителя судебной власти.

Различают следующие виды интервью:

• заочное;

• очное косвенное;

• очное прямое.

Заочное интервью предполагает предварительную договоренность между представителем судебной власти и корреспондентом о письменной подготовке вопросов, интересующих прессу, и передаче их в пресс-службу организации. В организации готовятся ответы в письменной форме и передаются корреспонденту газеты или журнала для публикации.

Очное косвенное интервью предполагает предварительное ознакомление представителя судебной власти с вопросами. Однако само интервьюирование проводится корреспондентом очно и не исключает новых, незапланированных вопросов, которые могут возникнуть у корреспондента во время интервью. Подобный вид интервью нередко снимается для показа по телевидению.

Очное прямое интервью самое сложное, т.к. вопросы предварительно неизвестны, репортер, возможно, тоже. При этом не исключается прямой эфир.

II. Интервью дает возможность официальным лицам высказываться, обычно один на один с журналистом, и глубже, чем на пресс-конференции, развивать свои мысли.

Информационным поводом для интервью является сообщение, либо событие, которое из новости отдельной организации трансформировалось в новость для определенной целевой аудитории или общественности в целом.

III. Технология подготовки интервью

За несколько дней до интервью необходимо провести следующую работу:

• если известно, кто именно придет брать интервью, следует найти опубликованные статьи данного корреспондента по теме интервью, что поможет определить отношение корреспондента к проблематике, понять его позицию, представить возможный круг вопросов, интересующих его, и подготовиться к интервью соответствующим образом;

• если интервью будет показано на телевидении, то необходимо узнать тему программы, направления беседы и круг участников, посмотреть предыдущие передачи данной программы, прочувствовать стиль самой программы и ее ведущего, подготовить выступление в стиле данной программы;

•  передать корреспонденту необходимые печатные материалы;

•  уточнить вид (заочное, очное косвенное, очное прямое) и способ проведения интервью – по телефону или лично.

• в случае личного интервьюирования продумать место проведения интервью;

• выяснить, планирует ли корреспондент фотографии для публикации, уточнить, какие именно, и подготовить для этого все необходимое. Уточнить, входит ли в планы журналиста взять дополнительное интервью, имеющее отношение к фотографиям;

• узнать предполагаемую продолжительность интервью, дату возможной публикации и рубрику, в которой будет напечатан материал;

• продумать заранее ключевые моменты своей речи, постараться акцентировать внимание на наиболее важных аспектах;

• продумать вопросы, которые могут задать, и тщательно подготовить ответы на них, обратиться к специалистам для подготовки специальной или статистической информации для ответов на вопросы. В случае необходимости это поможет перевести разговор в нужное русло.

IV. Сценарий проведения интервью

При проведении интервью с представителем судебной системы должен присутствовать ответственный за связь с прессой. Он ни во что не вмешивается, только фиксирует вопросы.

• Во время проведения интервью необходимо:

• удостоверится в том, что журналист получил ознакомительные материалы (если этот факт имел место);

• проследить за тем, чтобы во время фотосъемки на втором плане не оказались неуместные предметы или надписи;

• если представитель судебной власти или пресс-секретарь считает целесообразным записать на диктофон интервью, нужно обязательно предупредить об этом журналиста и никогда не делать запись без разрешения;

• проверить, правильно ли журналист записал полное имя и должность интервьюируемого, а также судьи, ответственного за взаимодействие со СМИ;

• удостоверится, что журналист знает, для чего предназначена предоставляемая информация (для общей информации, для цитирования, для записи, не для записи);

• нужно быть уверенным в себе, дружелюбным, корректным, спокойным, все время помнить о том, что Вы знаете о предмете разговора больше, чем журналист;

• ответы должны быть краткими и точными, необходимо сосредотачиваться на тех частях вопроса, которые могут вывести к Вашей основной цели;

• не стоит бояться «провокационных» вопросов, отвечая на которые, Вы можете затронуть отрицательные стороны, но необходимо делать упор на положительные;

• отвечать на вопросы следует внимательно; если вопрос не понятен или ответ на него не знаете, об этом нужно честно сказать; не нужно допускать, чтобы Вас втягивали в разговор вне Вашей компетенции;

• если потребуется дать статистическую информацию или прокомментировать технические вопросы, воспользуйтесь заранее подготовленными краткими ответами;

• по окончании совместной работы надлежит позвонить или отправить письмо с благодарностью вашему собеседнику, а если интервью проводилось на телевидении, то и организаторам передачи.

5.4 Круглый стол

I. Определение понятия «круглый стол».

II. Предназначение.

III. Технология подготовки круглого стола.

IV. Сценарий проведения круглого стола.

I. Круглый стол – одна из форм обсуждения идеи, проблемы, имеющей значение для представителей судебной системы.

II. Круглый стол проводится для привлечения общественного внимания к социально значимой проблеме (обсуждение нового закона, поправок к действующему закону и т.д.). На него приглашаются лица, способные дать объективную оценку поднимаемой проблеме. Для журналистов присутствие на подобном мероприятии удобно тем, что в одном месте они могут узнать мнение разных сторон о поставленной проблеме.

III. Технология подготовки круглого стола

•тема и обсуждаемые вопросы круглого стола планируются и объявляются заранее;

•  число участников круглого стола не должно превышать 14–15 человек;

• участников круглого стола необходимо познакомить с обсуждаемыми проблемами приблизительно за 10–14 дней до начала заседания, что дает возможность участникам подготовить аргументы, материалы для демонстрации, цифры и факты, способствующие конструктивному и предметному их обсуждению;

• заранее следует подготовить карточки-идентификаторы участников круглого стола, которые облегчат общение присутствующих друг с другом, позволят сделать его более непринужденным и оживленным, снять некоторые технические барьеры групповой коммуникации.

IV. Сценарий проведения круглого стола

• работу круглого стола организует и направляет ведущий или модератор, обладающий высоким уровнем коммуникативной компетентности, опытом и навыками ведения подобных мероприятий и хорошо подготовленный по тематике обсуждения;

• перед началом обсуждения и выступлений участники коротко представляются всем присутствующим (как правило, это происходит по порядку занятия участниками мест за столом (по часовой стрелке));

• ведущий предлагает порядок обсуждения и объявляет регламент для каждого выступающего в соответствии с важностью его выступления;

• в процессе обсуждения ведущий следит за соблюдением регламента, тактично предлагая прерваться или, наоборот, выделяя дополнительное время;

• успех мероприятия зависит от адекватного и корректного использования модератором соответствующих коммуникативных техник активного слушания (воспроизведение, перефразирование, резюмирование и пр.);

• модератор должен владеть эффективными приемами снятия психоэмоционального напряжения участников круглого стола, которые он может предварительно отработать на социально-психологических тренингах общения под руководством опытного специалиста-психолога;

• заканчивая обсуждение, ведущий коротко, в пределах 2–3 минут, делает резюме, подытоживая сказанное, акцентируя нужные моменты обсуждения и выводов участников, а также интерпретируя всю озвученную информацию в желательном ключе.

5.5 Презентация

I. Определение понятия «презентация».

II. Предназначение.

III. Технология подготовки презентации.

IV. Сценарий проведения презентации.

I. Презентация – это выступление, иногда сопровождаемое визуальными образами, направленное на то, чтобы донести до аудитории информацию и представить убедительные аргументы в пользу придерживаемой выступающим точки зрения. Эффективная презентация должна быть заранее спланирована, хорошо организована и предназначена для определенной целевой аудитории (в нашем случае для представителей судебной системы и средств массовой информации). Презентации в зависимости от формата могут отличаться динамикой и полноценной анимацией, оригинальной подачей информации, возможностью добавления звука, музыки, графикой и пр.

Наибольшее распространение в процессе взаимодействия представителей судебной власти и СМИ получили компьютерные презентации, среди которых выделяют следующие виды:

• PоwerPоint-презентация, позволяющая интегрировать в ней аудиофайлы, создавать примитивную анимацию на уровне слайд-шоу. Главный плюс данного формата презентации – возможность без особых знаний и умений вносить изменения в презентацию, адаптируя ее под разные аудитории и цели;

• PDF-презентация дает возможность подать в привлекательном виде тщательно отобранную информацию, однако после завершения работы в ней невозможно сделать никакие изменения. Главный плюс презентации в формате PDF – это небольшой «вес», что очень удобно для рассылки по электронной почте, презентация PDF идеальна для печати – подходит для разных типов принтера и операционных систем, позволяет защитить авторские права составителя презентации;

• Видеопрезентация, главный плюс которой – демонстрация реального видеоизображения, а не каких-либо фотографий, изображений;

• Мультимедиапрезентация позволяет интегрировать в презентацию звук, видеофайлы, анимацию, интерфейс (систему меню – управления), трехмерные объекты и любые другие элементы, использовать сбалансированные информации – чередование или комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда, – придающие мультимедийной презентации максимальную комфортность и удобство в использовании.

II. Презентация обязательно должна сочетаться с другими формами диалогового взаимодействия представителей судебной власти и СМИ (с пресс-конференцией, семинаром, круглым столом и т.д.).

III. Технология подготовки презентации.

•  необходимо определить цель презентации;

•  определится с одним из видов компьютерной презентации, ее местом в общем мероприятии;

•  отобрать материал для презентации, систематизировать его;

•  разработать компьютерную презентацию (на 5-7 минут);

•  для проведения презентации необходимо подготовить соответствующее оборудование:

а) для небольших презентаций достаточно иметь доску и простые средства для демонстрации визуальных образов;

б) для общения с большой аудиторией требуется показ роликов или небольших фильмов, использование компьютеров и других технических средств.

IV. Сценарий проведения презентации

•  компьютерная презентация, исходя из ее цели, может демонстрироваться на любом этапе проведения какого-либо мероприятия (пресс-конференция, семинар, круглый стол и т.д.);

•  компьютерная презентация производится только в необходимый по сценарию мероприятия момент;

•  ей должна предшествовать речь выступающего, в которой должны быть озвучены причины следующей демонстрации;

•  после просмотра компьютерной презентации выступающий должен прокомментировать ее основные моменты;

•  присутствующие имеют право на постановку вопросов, внесение уточнений, акцентуации на главном;

•  по окончании мероприятия организаторы могут предусмотреть рассылку компьютерной презентации по электронным адресам судов, редакций газет, журналов, радио и телевидения или записать на CD или DWD диски.

5.6 Пресс-релиз

I. Определение понятия «пресс-релиз».

II. Предназначение.

III. Технология подготовки пресс-релиза.

IV. Куда и как направлять пресс-релиз.

I. Пресс-релиз (press – release) – информационное сообщение, содержащее важную новость.

Наличие новости принципиально важно для СМИ, поэтому пресс-релиз часто называют ньюз-релизом ( news – release).

Основные требования к пресс-релизу:

• актуальность;

• общественная значимость;

• лаконичность;

• оригинальность.

Пресс-релиз включает четыре основных блока:

1. Броский, яркий заголовок, позволяющий выделить конкретное информационное сообщение из множества подобных и привлечь внимание редактора издания;

2.  Лид (lid) – первый абзац, представляющий собой:

а) сжатую информацию, суть которой будет изложена ниже;

б) ответы на ключевые вопросы, обязательные для пресс-релиза: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?

Основное требование к первому абзацу – отсутствие деталей и подробностей;

3. Информационный блок – подробная, развернутая информация с использованием цитат и конкретных фактов, цифр;

4. Справочный блок – адрес, контактный телефон, факс и другая справочная информация.

Пресс-релиз распространяется пресс-службами организаций для возможной публикации в прессе и информирования общественности.

II. Пресс-релиз позволяет заинтересовать представителей СМИ проводимым судебной властью того или иного мероприятия (интервью, пресс-конференция, брифинг и т.д.). Интерес к новости зависит от ее масштабности и авторитетности самой организации (в нашем случае – суда) или лица, от имени которого сообщается новость. Фокус новости может составлять событие, конкретная личность или субъект судебной системы (например, Павлодарский областной суд).

Новостными поводами для прессы могут служить:

-  принятие законов или принятие поправок в действующем законодательстве;

- комментарии представителей судебной власти после вступления в силу решения по резонансным уголовным делам, вызвавшим интерес в обществе и повлекшим неоднозначные комментарии в средствах массовой информации;

- подведение итогов работы региональной судебной системы за отчетный период (пресс-конференция руководителей областного суда и др.);

- плановая встреча руководителей судебной системы с представителями средств массовой информации (например, для обсуждения проблемы транспарентности судебной системы) и т.д.

III. Технология подготовки пресс-релиза

•  перед началом подготовки пресс-релиза должны быть сформулированы цель и идея сообщения, продуман его план;

• текст пресс-релиза должен быть написан живым, доступным языком, не перегружен излишней информацией, конкретен и удобен для восприятия; не должен содержать двусмысленностей, прилагательных в превосходной степени, большого количества придаточных предложений, технических деталей (за исключением материала для специализированной прессы);

• объем пресс-релиза должен составлять 300-500 слов, т.е. 1-2 страницы текста;

• если информация не умещается на одной странице, в нижнем правом углу ставится пометка «см. далее», представление объемной фактической информации лучше оформить в виде приложения к пресс-релизу;

• должен быть отпечатан на одной стороне листа, с широкими полями для заметок представителя СМИ и через два интервала;

• абзацы должны быть краткими, не более 6 строк, и печататься с красной строки;

•  следует указывать точные, а не приблизительные цифры, излагать точные факты, при упоминании конкретного лица необходимо привести его полное имя и должность;

•  пресс-релиз лучше печатать на фирменном бланке;

•  при написании пресс-релиза важно правильно выбрать заголовок, из которого должна быть понятна его суть и важность для конкретной целевой аудитории (в нашем случае – журналистов). Заголовок должен привлечь внимание представителей СМИ, кратко и четко формулировать в себе основное содержание пресс-релиза;

•   наиболее простым способом структурирования информации для пресс-релиза является прием «песочные часы»:

а) заметка начинается с краткого пересказа сути события;

б) затем следует переход к следующей части;

в) заметка должна состоять из трех структурных элементов: начала, середины и окончания. При этом средняя часть должна содержать информацию, группирующую поднятые автором проблемы в логическом порядке: начало задает форму и содержание средней части, а окончание закрепляет основные моменты в памяти читателей (см. рис. 1).

Рис. 1

Начало Позволяет ухватить тему О чем? И что?
Середина – 1

Содержит

Проблема № 3
Середина – 1 Проблема № 3
Середина – 1 Проблема № 3
Конец Резюмирует Выводы

•  признаком удачного завершения пресс-релиза является хорошая концовка, выполняющая как минимум три функции:

а) показать представителю СМИ, что информационное событие завершено;

б) подчеркнуть центральный момент информационного события;

в) вызвать отклик.

IV. Куда и как направлять пресс-релиз

• необходимо составить список получателей материалов (базу данных должны составлять все органы средств массовой информации, журналисты, освещающие деятельность судебной системы) и поддерживать его в актуальном состоянии. База данных должна включать следующие структурные компоненты:

а) название печатного и электронного издания (газеты, журнала), органов теле- радиовещания, предпочтительных для размещения материалов судебной системы;

б) сведения о тираже печатного издания, распространение издания (соотношение подписки и розницы; если бесплатное распространение, то кому, как и т.д.), возможности территориального вещания того или иного теле- радиоканала;

в) информация об основной целевой аудитории того или иного печатного, электронного издания и теле- радиоканала (профессиональный, возрастной и т.д.);

г) жанровая структура издания по полосам/дням недели/рубрикам;

д) информация об изданиях, контактов с которыми необходимо избегать;

• ответственному за связь с прессой следует знать специфику функций персонала электронного и печатного издания, а также теле- радиоканала и адресовывать пресс-релиз конкретному лицу;

• готовый пресс-релиз отправляется представителям СМИ по обычной или электронной почте, по факсу либо передается через курьера;

• при рассылке пресс-релиза по e-mail необходимо учесть следующие моменты:

а) самая важная информация должна находиться в теме письма и в тех абзацах, которые будут видны в «первом экране»;

б) перед текстом пресс-релиза в письме можно сделать пометку «Информация для СМИ» или «ПРЕСС-РЕЛИЗ»;

в) не нужно бояться прикреплять вложенные файлы с пресс-релизом: если Ваш пресс-релиз покажется интересным, его обязательно прочитают;

г) по возможности нужно отправлять каждому личное письмо, т.е. указывать в поле «Кому» только одного конкретного получателя;

д) если Вы отправляете письмо на личный адрес конкретного журналиста, используйте его имя в обращении;

е) если Ваш список получателей пресс-релизов слишком велик, оформите как личные только письма в наиболее важные для Вас издания. При отправлении пресс-релиза на остальные адреса не забудьте убедиться, что в поле «Кому» стоят «слепые копии», и получатели не увидят всего списка адресатов.

• после того как будет проведено мероприятие, материал напечатают или пройдет трансляция на радио или телевидении необходимо связаться с редактором, журналистом или репортером и поблагодарить его за точную и высокопрофессиональную передачу информации.

5.7 Бэкграунд

I. Определение понятия «бэкграунд».

II. Предназначение.

III. Технология подготовки бэкграунда.

IV. Куда и как направлять бэкграунд.

I. Бэкграунд – информация текущего, фонового характера, не содержащая сенсации (обычные новости).

II. Бэкграунд регулярно рассылается в СМИ:

• для обеспечения непрерывного потока новостей, исходящих от органов судебной власти;

• для конкретизации информации, представленной в пресс-релизе.

III. Технология подготовки бэкграунда:

• сформулировать цель, основную идею сообщения;

• речевое сообщение должно быть достаточно полным, исчерпывающим, конкретным и понятным;

• объем бэкграунда должен составлять не более 1 страницы;

• он должен быть отпечатан на одной стороне листа, с широкими полями для заметок представителя СМИ и через два интервала;

• бэкграунд должен состоять из трех структурных элементов: начала, середины и окончания. При этом средняя часть должна содержать информацию, группирующую поднятые автором проблемы в логическом порядке: начало задает форму и содержание средней части, а окончание закрепляет основные моменты в памяти читателей.

IV. Куда и как направлять бэкграунд

• необходимо составить список получателей материалов (базу данных должны составлять все органы средств массовой информации, журналисты, освещающие деятельность судебной системы) и поддерживать его в актуальном состоянии;

•  ответственному за связь с прессой следует знать специфику функций персонала электронного и печатного издания, а также теле- радиоканала и адресовывать бэкграунд конкретному лицу;

•  подготовленный бэкграунд отправляется представителям СМИ по обычной или электронной почте, по факсу либо передается через курьера.

5.8 Пресс-тур

I. Определение понятия «пресс-тур».

II. Предназначение.

III. Технология подготовки пресс-тура.

IV. Сценарий проведения пресс-тура.

I. Пресс-тур – мероприятие, подготовленное пресс-службой судебного органа для журналистов на достаточно продолжительное время (от одного до нескольких дней). Пресс-тур следует посвящать чему-либо значительному, уже достигнутому, либо перспективному развитию организации.

II. Пресс-тур организуется с целью получения публикации объективных журналистских материалов о своей организации в средствах массовой коммуникации.

III. Технология подготовки пресс-тура:

•  определяется цель проведения пресс-тура;

• определяются объекты просмотра для журналистов;

•  назначаются специалисты, которые будут давать пояснения на каждом из объектов;

•  разрабатывается маршрут пресс-тура (поочередность посещения объектов);

•  составляется программа пресс-тура;

• составляется пресс-релиз и рассылается в СМИ;

• за несколько дней до пресс-тура представитель пресс-службы суда по телефону уточняет списочный состав представителей СМИ, включая радио и телевидение, и их требования по обеспечению технической стороны их работы.

IV. Сценарий проведения пресс-тура:

• встреча представителей СМИ на вокзале или в аэропорту, размещение, инструктивная встреча с изложением деталей пребывания в городе;

• регистрация участников пресс-тура;

• сопровождение журналистов по всему маршруту пресс-тура;

• организация питания, культурной программы;

• встреча с представителями судебной власти;

• посещение профильных для тематики мероприятий и объектов;

• итоговая встреча, подведение результатов поездки, проводы на вокзал или в аэропорт.

5.9 День открытых дверей

I. Определение понятия «день открытых дверей».

II. Предназначение.

III. Технология подготовки дня открытых дверей.

IV. Сценарий проведения дня открытых дверей.

I. День открытых дверей – мероприятие, организованное для прессы, позволяющее максимально эффективно познакомить представителей СМИ с процессом судебного производства и особенностями функционирования судебной системы.

II. Дни открытых дверей позволяют представителям СМИ ознакомиться с деятельностью суда, планами данной организации, задать руководству интересующие вопросы.

III. Технология подготовки дня открытых дверей:

• обозначить цель проведения дня открытых дверей;

• составить список приглашенных лиц;

• составить и разослать приглашения;

•  разработать сценарий проведения мероприятия;

• определить ведущего дня открытых дверей, выступающих;

• оформить помещение (микрофоны, трибуны для выступающих, техническая аппаратура);

•  изготовить указатели, таблички, баннеры;

• изготовить стенды и разместить на них необходимую информацию;

• организовать фото- и видеосъемку дня открытых дверей.

IV. Сценарий проведения дня открытых дверей

• встретить представителей СМИ, произвести регистрацию;

• ведущему организовать просмотр представителями СМИ стендовой информации;

• представить выступающих журналистам;

•  выступающему необходимо соблюдать следующие правила:

• изложение информации должно быть содержательно и иметь смысловую насыщенность, исключать внутренние противоречия в сообщении, любая оценка или вывод должны иметь исчерпывающую аргументацию;

• соблюдение регламента;

• организация ответов выступающих на вопросы представителей СМИ;

• выяснить, кто из корреспондентов хочет взять интервью и у кого; организовать интервью;

• отследить всю вышедшую о мероприятии информацию.

5.10 Выставка

I. Определение понятия «выставка».

II. Предназначение.

III. Технология подготовки выставки.

IV. Сценарий проведения выставки.

I. Выставка – это публичный показ чего-либо.

II. Организация и проведение выставок позволяет поддерживать положительный имидж того или иного органа судебного власти, устанавливать личные контакты с представителями СМИ.

III. Технология подготовки выставки:

• определить цель проведения выставки;

• обозначить целевую аудиторию;

• определить место проведения выставки;

• определить сроки функционирования выставки;

• назначить ответственных;

• разработать проект и программу проведения выставки;

• составить подробный перечень выставочных материалов и подготовить их (стендовая информация, публикации представителей судебной власти и т.д.);

• разработать тактику привлечения посетителей к стендам, обучить стендистов;

• составить анкету для представителей СМИ о посещении выставки;

• расписать распорядок каждого дня функционирования выставки.

IV. Сценарий проведения выставки:

• встретить представителей СМИ, произвести регистрацию;

• ответственным организовать просмотр представителями СМИ стендовой информации;

• показ всех экспонатов выставки должен осуществляться бесперебойно;

• предложить представителям СМИ заполнить анкету;

• отследить вышедшую о мероприятии информацию.