Ильяс Испанов, руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК, «Новые технологии в судах дисциплинируют работников судов и процессов» // «Zakon.kz», 5 февраля 2016 года

Версия для печатиВерсия для печати

Сегодня Интернет-сайты судебных органов Казахстана представляют собой единый мощный информационный ресурс.

Современные информационно-коммуникационные технологии, которые  внедряются  сегодня в  судах Казахстана, являются  дополнительной гарантией доступности и открытости правосудия, снижают злоупотребления со стороны недобросовестных участников процесса, дисциплинируют самих работников суда, а также прокуроров и,  как результат, повышают доверие к судам со стороны общества, считает руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов Верховного Суда Ильяс Испанов:

- Ильяс Сапарбекович,  как известно, последние годы Верховным судом большой  упор делается на внедрение в судах новых информационно-коммуникационных технологий. Расскажите, пожалуйста, об этом более подробно.  На какой  стадии находится сейчас эта работа?

- Судебная система, как и все сферы и отрасли нашей страны, все больше и больше охватывается современными информационно-коммуникационными технологиями и это понятно, ведь сегодня без этого немыслимо функционирование судов и в  целом отправление правосудия. Они внедряются буквально во всех судах, на всех этапах судебной деятельности, начиная от приема документов, судебного разбирательства, до выдачи решений и выписки исполнительного листа. При этом ставится цель  создать удобные, простые и понятные для населения инструменты, при помощи которых можно без проблем контактировать с судами в любое удобное время. Раньше разве мы могли об этом  мечтать?  Чтобы не быть голословным, давайте расскажу вам о  наиболее значимых сервисах, которые  мы установил  в судах  в прошлом году на базе уже имеющейся технической инфраструктуры.  

Первое. Автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов «ТӨРЕЛІК». Вы, наверное, уже слышали о ней.  Это централизованная структура, дающая оперативный доступ к информационному обмену данных и высокую отказоустойчивость. Данная система позволяет формировать автоматически статистические и аналитические отчеты. Кроме того, благодаря ей практически полностью переходит в электронную форму делопроизводство в судах. Система интегрирует все имеющиеся сервисы, в том  числе электронный архив судебных документов, внутренний портал, кадровую систему, интернет-ресурсы судов, Call-центр, ознакомление с судебными документами, Судебный кабинет.

- Насколько я знаю, раньше в судах большой  проблемой было распределение дел между судьями. Сначала это производилось вручную председателем  суда, затем появились элементы  автоматического распределения дел, но и это давало сбои. А что изменилось с приходом «ТӨРЕЛІК»?

-  То, что было раньше и сейчас, это небо и земля. «ТӨРЕЛІК» не только на порядок усовершенствовал данную операцию, и распределяет дела умно, справедливо, но при этом еще учитывает  специализацию судей, их нагрузку,  переназначение в другой суд и даже отпуск, командировку, нахождение на больничном, выполнение функций следственного судьи по уголовным делам и дежурного судьи по административным делам.  Такой подход исключает  субъективный фактор при распределении дел и еще на начальном этапе пресекает возможные коррупционные проявления. На  сегодня «ТӨРЕЛІК» полноценно запущен во всех судах, начиная от районных и до Верховного.

Второй проект, на котором я хотел бы остановиться это интеграция судебной системы с информационными системами заинтересованных государственных органов.  Основная логика этой работы в том, чтобы обеспечить оперативный доступ к информации государственных органов и упростить все механизмы по передаче сведений.

 - А что имеет от этого население?

- Для населения плюс в том, что снижается количество документов, в том числе на бумажных носителях, которые необходимо предоставить в суд участникам судебных процессов. Наша цель, чтобы в будущем человек приходил в суд просто с удостоверением в руках или хотя бы просто назвал свой ИИН, а все остальные сведения необходимые для решения спора были бы доступны для суда через электронные сервисы. Чего мы достигли в этом направлении?

На сегодняшний день налажено информационное взаимодействие с Министерством юстиции в части передачи исполнительных листов в онлайн режиме. С платежным шлюзом электронного правительства - для получения данных о поступлении госпошлины и для проверки уплаты штрафов. С Генеральной прокуратурой - по приему в электронном виде материалов по уголовным и административным делам, передаче судебных актов, а также статистических данных. С  «Казпочтой» -  в части автоматизации отправки судебной корреспонденции и использования «Гибридной электронной почты». В результате оптимизации почтовых услуг экономия составила 326 млн. тенге, в том числе за счет использования «Гибридной электронной почты» более 50 млн.  С Комитетом уголовно-исполнительной системы - в части передачи судебных актов по лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях. С Администрацией Президента -  по обработке запросов о предоставлении информации о наличии и лишении государственных наград. В этом перечне есть также Министерство по делам государственной службы и Комитет связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию.

Особого внимания заслуживает сервис «Судебный кабинет». Это одно из ключевых нововведений. В сравнении с  2014 годом, число поданных заявлений через «Судебный кабинет» в прошлом году составило практически половину от всех подданных исков.

В рамках «Судебного кабинета» реализовано и запущено автоматизированное рабочее место (АРМ) для государственных органов по отправке административных дел в судебные органы страны. На данный момент АРМ используют 1495 государственных учреждений. Также внедрен функционал по просмотру судебных актов государственными органами по конкретным категориям дел.

В личном кабинете сервиса «Судебный кабинет» пользователи могут  добавить доверенных представителей для доступа к просмотру статусов по поданным заявлениям. Также на  этом сервисе  запущен модуль по получению Министерством финансов решений суда о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

Сравнительно недавно, в этом году, мы  запустили  обновленную  версию «Судебного кабинета», он был доработан с учетом предложений адвокатов, представителей юридической общественности и госорганов. Обновлены шесть разделов, в том числе судопроизводство (подача исков, заявлений, апелляционных/частных жалоб, кассационных ходатайств и др.), отправка писем и обращений в судебные органы, поиск судебных дел, апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов. В июле 2015 года внедрена мобильная версия «Судебного  кабинета».

- А Вы как-то стимулируете население, чтобы они использовали новые технологии. Ведь мы все знаем, что все новое приживается трудно, человек всегда делает так как он привык?

 - Сейчас этот вопрос нами изучается. В частности, мы хотим снизить госпошлину для пользователей судебного кабинета. Этим мы  хотим  увеличить  число наших пользователей. Кроме того, если документы подаются в суды в электронном виде, то мы не тратим деньги на копирование бумаг и использование оргтехники, экономим трудовые ресурсы. Следовательно, размер госпошлины  должен быть уменьшен соразмерно этой сумме. К слову,  в Эстонии, где все судопроизводство с 2006 года осуществляется только в электронном виде,  такая мера позволила в разы увеличить пользователей электронными судебными сервисами. 

Также мне особо хочется отметить официальные веб-сайты судов. Сегодня они представляют собой единый мощный информационный ресурс, обеспечивающий  многогранное представление в сети  информации о деятельности судебной системы страны. Прямым результатом этой работы явилось признание Интернет-ресурса Верховного суда лучшим в рейтинге официальных сайтов государственных органов страны второй год подряд по версии  «Казконтента». 

Конечно, такую популярность также обеспечивают практические возможности, представляемые через сайты. К примеру, здесь есть доступ к сервису «Ознакомление со списком слушания дел», где размещается информация о назначенных судебных заседаниях. Здесь же работает сервис «Калькулятор расчета подлежащей к уплате государственной пошлины», который позволяет точно рассчитать государственную пошлину для подачи исковых и иных заявлений в суд.

Хочу отметить, что новые сервисы постепенно набирают популярность. Могу привести некоторые показатели. С начала функционирования сервиса «Судебная повестка» сторонами распечатано более 150 000 электронных судебных повесток. Через «Ознакомление с судебными документами»   получили услугу почти 208 000 участников судебных процессов. Через «Просмотр судебных документов к извещению» всего просмотрено около                       17 000 судебных документов к извещению.

Говоря о новых сервисах, нельзя не остановиться на системе аудиовидеофиксации судебных процессов. Она активно внедряется во всех судах. Хотел бы напомнить, что эта работа ведется в соответствии с  Планом Нации «100 конкретных шагов». На сегодня из 1407-ми залов судебного заседания, неоснащенными остается всего 371. В этом году мы их полностью закроем, средства для этого есть.

- Сегодня много говорят о системе аудио-видео фиксации. Снимать все, что происходит в зале суда, это действительно гарант прозрачности судебного процесса. А какие еще практическая выгоды от этого вопроса?

- Мы сейчас идет к тому, чтобы эта система работала максимально безупречно, для этого будем обязательно мониторить ее с помощью специального функционала, позволяющего определять своевременность проведения судебного заседания, давать отчет о применении АВФ, проводить мониторинг ее репликации. Такие меры заставят суды следить за четким рабочим графиком и наказывать лиц, допустивших срыв процесса. Если, к  примеру, участник опоздал на процесс, то аудио-видео фиксация дает фактическое основание принять в отношении него соответствующие меры.   Кроме того, проводится работа по ее интеграции с другими системами, что  усиливает ее прикладные возможности, допустим,  знакомиться с материалами АФВ через «Судебный кабинет».

- Это все сервисы или еще что-то?

Да, я хотел бы обратить внимание ваших читателей на аналитический  информационный сервис «Форум «Талдау». Он буквально недавно создан, сейчас доступен работникам судебной системы в рамках системы «Төрелік» и после отладки в течении I квартала будет доступен всем пользователям. Задачей  «Талдау» являются систематизация,  мониторинг судебных актов и анализ судебной практики по конкретным категориям дел. В основу его разработки  положен опыт ряда стран -  Австрии, Турции, Латвии, Эстонии, России и Финляндии. Форум будет доступен для всех судей и посетителей сайта, здесь будет создана площадка для дискуссий по вопросам судебной практики, где смогут высказаться все желающие, в том числе адвокаты и прокуроры. Все высказывания будут анализироваться.  По нашим прогнозам, создание возможности для общественности участвовать в формировании судебной практики повысит качество и эффективность работы судов.

- Что вы планируете внедрить в  судах в этом году?

- На данный  момент прорабатывается вопрос оснащения  судов всех уровней системами видеоконференцсвязи. Это даст возможность любому гражданину, независимо от расстояния, полноценно участвовать в судебном процессе. К примеру, человек не должен ехать тысячи километров, чтобы принять участие в процессе, а сможет из Алматы через систему видеоконференцсвязи выступить и быть услышанным в суде г.Астаны. Это, также значительно экономит время на проведение процесса, не надо никого ждать.     

Совместно с МВД запланирован проект «Удаленный судебный процесс». То есть заключенные смогут давать показания прямо из мест заключения. В последующем к нему предполагается подключить лечебные учреждения Министерства здравоохранения и социального развития, в  частности туберкулезные диспансеры. Это сэкономит бюджетные средства, время,  исключит другие возможные риски.

И еще. Мы думаем создать   «Систему управления информационной безопасности судебной системы» и уже в этом году проведем аттестацию «ТӨРЕЛІК» на предмет соответствия требованиям информационной безопасности.  

В ближайшее время планируем разработать и принять  новую «Стратегию по развитию информационно-коммуникационных технологий в судебной системе до 2020 года», перенести информационные системы и ресурсы судебных органов в Серверный центр госорганов и центры обработки данных регионов, что еще больше обеспечит сохранность информации и удобство работы с ней.

Ну и дальше  будем оснащать суды  необходимой техникой, увеличивать  пропускную способность каналов связи и скорости,  обучать  сотрудников судов и население работать  с информационными системами.  Все это даст дополнительные гарантии доступности и открытости правосудия, исключит  злоупотребления со стороны недобросовестных участников процесса и как результат, повысит доверие к судам со стороны общества.

Спасибо за интервью!

Торгын Нурсеитова