«Мы идем в правильном направлении», А.Мергалиев, «Казахстанская правда», 10.01.2024 г.

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

В интервью Главы государства Касым-Жомарта Токаева газете «Egemen Qazaqstan» проведенные реформы по усилению независимости судов обозначены как один из ключевых элементов укрепления системы защиты прав человека.

С 2019 года судебная система начала стремительно меняться. Благодаря политической воле и поддержке Главы государства дан старт многим беспрецедент­ным инициативам и смелым идеям, находившимся в законсервированном состоянии. Через их реализацию удалось переломить сложившиеся годами стереотипы, что суды зависимы и всегда на стороне госорганов.

С 1 июля 2021 года официально заработала административная юстиция. В Казахстане об этом правовом институте, имеющем почти двухвековую историю, начали говорить еще 15 лет назад. Верховный суд эту идею поддерживал и активно продвигал. Но многие были против, понимая серьезность последствий. Прог­рессивные принципы административной юстиции существенно изменили парадигму восприятия судов. Если ранее в пользу граждан суды принимали решения только в 15% случаях, то сейчас этот показатель превышает 60%. Безусловно, это революционная реформа с точки зрения обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека в правовом государстве.

С другой стороны, ежегодный рост количества административных дел в судах с сохранением высокой доли проигрышей требует от госаппарата изменить устаревшие подходы к работе. Совместная деятельность в этом направлении ведется. В условиях повышения правовой грамотности и активности граждан для широкого вовлечения гражданского общества в отправление правосудия постепенно расширяется мандат присяжных заседателей. С 1 января 2024 года суду присяжных подсудно уже 44 состава. Соглас­но прогнозам, ежегодное количес­тво дел должно приблизиться к отметке одна тысяча.

Вопросы развития в Казахстане суда присяжных, в том числе переход к классической модели, сейчас широко обсуждаются в научных и профессиональных кругах. Полагаем, что у этого правового института огромный потенциал.

Для обеспечения внешней независимости судебной системы от влияния исполнительной ветви власти и силовиков принят ряд прогрессивных законодательных решений. По поручению Президента внедрена новая модель финансирования. Исключительно для судебной системы на уровне конституционного закона установлен нижний порог финансирования в размере не менее 6,5% от расходов всех госорганов.

Бюджет судебной системы по уровням и направлениям расходов, а также размеры окладов судей определяются органом судейского самоуправления – расширенным пленарным заседанием Верховного суда с участием делегатов от судов всех уровней.

Для устранения рычагов давления силовых органов на судей полномочия по санкционированию специальных оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей от прокуроров областей переданы генеральному прокурору.

Особое место в судебной реформе отведено усилению внут­ренней независимости судейского корпуса путем поэтапного ослабления влияния председателей судов на судей. Для этого в Высший судебный совет переданы все кадровые вопросы, в том числе подбор судейских кадров, их карьерное продвижение, повышение квалификации, привлечение к ответственности, приостановление и прекращение полномочий.

Помимо кадровых вопросов, председатели судов также освобождены от несвойственных административных функций, что позволило им сконцентрироваться на отправлении правосудия. Вопросы судебного администрирования переданы в ведение созданной Судебной администрации с ее подразделениями на местах.

С 1 января текущего года внед­ряется выборность председателей районных судов. Этот вопрос давно поднимали юридическая общественность, предприниматели и сами судьи. Теперь судейское сообщество сможет предложить своего кандидата. Повысятся прозрачность и транс­парентность. Система карьерного роста станет понятной.

По поручению Президента разработка судебной реформы продолжается на площадке Сената. Депутаты, адвокаты, юрис­ты-практики, ученые, представители госорганов вовлечены в обсуждение их и наших инициатив. На этой платформе нам удалось выстроить конструктивный диалог и найти компромисс по многим важным решениям.

Согласно результатам исследования Бюро национальной статистики уровень доверия населения к судебной системе в 2023 году составил 55,2%. Результаты последнего опроса 2020 года были ниже. Значит мы идем в правильном направлении. Нас объединяет цель – обеспечение верховенства права и повышение качества судебной защиты прав и законных интересов граждан.

 

https://kazpravda.kz/n/my-idem-v-pravilnom-napravlenii/?fbclid=IwAR1Qcfu...