Судья Верховного Суда Денис Шипп: «Какие изменения претерпела судебная система за 2015 год?», «Литер», 20.04.2016 г.

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Судья Верховного Суда РК Денис Шипп перечислил список задач, которые были выполнены в минувшем году

В текущем 2016 году независимости Казахстана исполняется 25 лет. Четверть века – достаточно продолжительный период, обозримый в историческом плане, который позволяет подвести некоторые итоги и скорректировать планы дальнейшего развития. На протяжении всех этих лет Казахстан неуклонно осуществлял политические и социальные реформы, направленные на обеспечение верховенства закона, защиту и полную реализацию прав человека, стабильное экономическое развитие и рост благосостояния народа. Лидерство Республики Казахстан в Центрально-азиатском регионе в продвижении к демократии признано официальными представителями зарубежных стран, международных организаций.

В прошлом году главой государства были сформулированы пять институциональных реформ, которые необходимо реализовать государству для обеспечения своего дальнейшего стабильного развития. Эти реформы - казахстанский ответ на глобальные и внутренние вызовы и одновременно план по вхождению в 30 развитых государств в новых исторических условиях. План реализации этих реформ подробно изложен в программном документе  - Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».

В текущем году всеми государственными органами осуществляется практический этап выполнения этого Плана. Председатель Верховного Суда РК К. Мами отметил, что прошедший год для судебной системы страны прошёл под знаком реализации задач, определенных Главой государства в Плане Нации «100 конкретных шагов». Перед казахстанской судебной системой стоят новые задачи, связанные с внедрением лучших международных стандартов правосудия, в частности, в сфере инвестиционных и коммерческих споров.

Среди пяти институциональных реформ особое место отводится обеспечению верховенства закона. Практической реализации этой реформы посвящены шаги с 16-го по 34-й, из которых первые одиннадцать направлены на совершенствование судопроизводства и самой системы судоустройства. Данные шаги предусматривали оптимизацию инстанций судебной системы с целью упрощения доступа граждан к правосудию, улучшение качества профессиональной подготовки судей, а также усиление их подотчётности, обязательную аудиовидеофиксацию всех судебных заседаний, расширение области применения суда присяжных. Обеспечению баланса между обвинением и защитой в судах служит поэтапная передача следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. Сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам предусмотрено в целях упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса.

Кроме того, для улучшения инвестиционного климата Планом нации предусматривалось создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам с организацией в Верховном Суде РК инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов. По примеру опыта Дубаи в Астане создаётся международный арбитражный центр AIFC.

Отдельным шагом предусмотрено создание международного совета при Верховном Суде РК для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов, который будет консультировать Верховный Суд по вопросам совершенствования казахстанского правосудия.

Следует отметить, что к текущему моменту все перечисленные шаги казахстанской судебной системой уже воплощены в жизнь. С 2015 года приняты новые Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы, новый кодекс об Административных правонарушениях, с 2016 года применяются новые Гражданский процессуальный кодекс, Предпринимательский кодекс, Трудовой кодекс, внесены иные комплексные изменения в действующее законодательство.

С целью оптимизации инстанций судебная система из пятизвенной трансформирована в трёхзвенную. Споры по существу рассматриваются в районных и приравненных к ним судах первой инстанции, и до вступлений их решений в законную силу могут быть пересмотрены апелляционными судебными коллегиями областных и приравненных к ним судов. После вступления судебного акта в законную силу пересмотр его возможен только в кассационном порядке уже в Верховном Суде РК. Данное изменение системы судоустройства делает её удобнее и эффективнее, стимулирует участников судебного процесса  на более активную позицию по осуществлению состязательности через предоставление доказательств и реализацию своих процессуальных прав до вступления решения суда в законную силу. Сокращение количества судебных инстанций, разрешающих спор, приводит к более быстрому восстановлению нарушенного права, а также к уменьшению судебных издержек.

Для реализации шага по созданию отдельного инвестиционного производства новым гражданским процессуальным кодексом предусмотрен отдельный порядок рассмотрения инвестиционных споров, к которым в соответствии с Предпринимательским кодексом относятся споры, вытекающие из договорных обязательств между инвесторами, в том числе крупными инвесторами, и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора.

Согласно ч.4 и 5 ст.27 ГПК РК суд города Астаны по правилам суда первой инстанции рассматривает и разрешает гражданские дела по инвестиционным спорам, кроме дел, подсудных Верховному Суду Республики Казахстан, а также по иным спорам между инвесторами и государственными органами, связанным с инвестиционной деятельностью инвестора. Пересмотр таких решений производится специализированной судебной коллегией Верховного Суда Республики Казахстан в коллегиальном составе не менее трех судей коллегии.

Иные споры, вытекающие из правоотношений с участием инвестора, не связанные с инвестиционной деятельностью, а также споры с участием инвестора, подлежащие рассмотрению в упрощенном производстве, подсудны районным (городским) и приравненным к ним судам в соответствии с подсудностью, установленной главой 3 ГПК РК.

Помимо пересмотра судебных актов в апелляционном порядке, Верховный Суд Республики Казахстан рассматривает и разрешает по правилам суда первой инстанции гражданские дела по инвестиционным спорам, стороной в которых является крупный инвестор. Судебные акты специализированной судебной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан могут быть пересмотрены в кассационном порядке Верховным Судом Республики Казахстан

Если спор инвестора с государственным органом связан с инвестиционной деятельностью инвестора и вытекает из договорных отношений с государственным органом, то его рассмотрение относится к подсудности специализированного состава суда города Астаны, а для крупного инвестора - специализированной судебной коллегии Верховного Суда РК. К этой категории следует относить споры, связанные с заключением, изменением, расторжением инвестиционного контракта, возвращением государственных натурных грантов, сумм налогов и таможенных пошлин, от уплаты которых инвестор был освобождён в соответствии с инвестиционным контрактом.

Если спор с участием инвестора не связан с инвестиционной деятельностью инвестора, либо другой стороной спора не является государственный орган, то его рассмотрение относится к подсудности судов общей юрисдикции или экономических судов в зависимости от статуса других участников спора. Это споры, вытекающие из трудовых отношений инвестора с его работниками, корпоративные споры с участием инвестора, споры из внедоговорных обязательств, включая деликты, например, при причинении ущерба третьим лицам автотранспортом или работником инвестора в результате дорожно-транспортного происшествия.

Такой порядок рассмотрения инвестиционных споров был создан, чтобы продемонстрировать готовность государства гарантировать инвесторам индивидуальный подход в решении их споров. Такие споры не будут попадать в общий поток всех гражданских дел в Казахстане, рассматриваемых судами общей юрисдикции и специализированными экономическими судами – их делами будет заниматься отдельный специализированный состав столичного суда, а делами крупных инвесторов - непосредственно сам Верховный Суд. Этим достигаются сразу несколько целей. Во-первых, дела о защите прав инвесторов не будут похоронены в общем вале гражданских дел. Во-вторых, рассмотрение таких дел только в двух судах, расположенных в столице, благоприятным образом отразится на выработке единообразной судебной практики по рассмотрению дел данной категории. Кроме того, это приводит к сокращению количества судебных инстанций, рассматривающих спор инвестора с государством, что гарантированно снижает коррупционные риски, сокращает судебные расходы и время судебных тяжб. Очевидно, что судебное производство будет осуществляться быстро и качественно.

Таким образом, целью создания особого порядка рассмотрения инвестиционных дел является задача защиты прав и законных интересов как казахстанских и иностранных инвесторов, так и государства.

Помимо создания международного арбитражного центра при международном финансовом центре Астаны также создаётся суд финансового центра, который не входит в судебную систему Республики Казахстан и является полностью независимым. Деятельность суда должна быть основана на процессуальных принципах и нормах Англии и Уэльса и стандартах ведущих мировых финансовых центров. Данные положения также призваны повысить инвестиционную привлекательность созданного международного финансового центра, гарантировать инвесторам максимальную защиту их прав и законных интересов в привычной им правовой среде.

Реализация «100 конкретных шагов» позволят нашей стране приобрести запас прочности, который укрепит казахстанскую государственность и обеспечит верховенство закона.