Асия Касенова, заместитель руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК «При Верховном Суде будет создан международный совет» // газета «Литер», 19 августа 2015 года

Версия для печатиВерсия для печати

Планом нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех» предусмотрено создание международного совета при Верховном суде для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных экспертов. Планируется, что совет будет консультировать Верховный суд по вопросам совершенствования  казахстанского правосудия.

Одобренный Парламентом РК Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства» предусматривает, что международный совет образуется при Верховном суде, действует на основании положения, утверждаемого  пленарным заседанием Верховного суда. Этим же органом по  представлению  председателя Верховного суда утверждается его состав.

В ходе проработки вопросов создания международного совета установлено, что опыта создания аналогичных структур при национальных судах зарубежных стран не имеется. Однако практически все высшие национальные суды принимают участие в региональном и международном сотрудничестве с другими высшими юрисдикциями. Например, по информации МИДа, при Верховном суде Испании имеется  комиссия по международным отношениям, в компетенцию которой входит изучение международного опыта в сфере судопроизводства, для адаптирования испанской судебной системы к лучшим мировым стандартам.

В ряде стран доступ к обзору лучшей европейской судебной практики, а также обмен экспертными мнениями относительно вопросов отправления правосудия осуществляется через участие в Консультативном совете европейских судей (КСЕС).
КСЕС является совещательным органом Совета Европы по вопросам, касающимся независимости, беспристрастности и компетентности судей, и состоит исключительно из судей, чем подчеркивается ключевая роль судебной власти в изучении концепции демократии и правил, по которым она работает.

Таким образом, советом уделяется приоритетное внимание статусу судей и качеству судебной системы, так как верховенство закона и защита прав человека и основных свобод зависят от  реализации сильной и независимой судебной власти, повышения доверия европейских граждан к системе правосудия.

В КСЕС представлены все 47 государств – членов Совета Европы, представители которых   назначаются по согласованию с судебными советами (или с аналогичными органами) этих стран и действуют от своего имени.

Наблюдателями в КСЕС являются Европейская ассоциация судей (EАС), ассоциация «Европейские судьи за демократию и свободу» (MEDEL), Европейская федерация по административным делам, Группа судей для посредничества (Gemme), Европейская сеть по подготовке судей (ENJT) и Европейская сеть советов судебной системы (ENCJ).

Работа КСЕС осуществляется в контексте статьи 6 Европейской Конвенции по правам человека, в частности права на независимый и беспристрастный суд.  КСЕС дает советы,  делится своим мнением с комитетом министров и другими государствами-членами по вопросам, касающимся статуса судей и беспристрастного осуществления ими своих обязанностей. Подготовка рекомендаций осуществляется рабочими группами, как правило, на основе опросов, проведенных ранее в государствах-членах, или принятых решений на пленарных заседаниях.
Что касается национального опыта, то здесь стоит отметить создание и эффективное функционирование консультативных органов с участием международных экспертов в системе исполнительной власти.

Так, Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан был создан указом Главы государства от 30 июня 1998 года № 3985 в целях обеспечения прямого диалога с инвесторами, работающими в Казахстане, а также оперативного решения проблемных вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью.
Совет является совещательно-консультативным органом, в состав которого от Республики Казахстан входят по должности премьер-министр, государственный секретарь, министр иностранных дел, председатель Национального банка, помощник Президента, первый заместитель премьер-министра, министр по инвестициям и развитию, министр финансов, министр национальной экономики и председатель комитета по инвестициям Министерства по инвестициям и развитию. В состав совета от иностранной стороны входит определенное число первых руководителей международных финансовых организаций и иностранных компаний.

В целях повышения инвестиционного имиджа Казахстана и эффективности работы с иностранными инвесторами, а также упорядочения деятельности государственных органов и ведомств в данной сфере постановлением от 1 марта 2012 года № 275  при правительстве  Республики Казахстан создан  консультативно-совещательный орган – Совет по улучшению инвестиционного климата.

Проецируя деятельность указанных организаций на вопрос о создании международного совета при Верховном суде, представляется возможным  придерживаться  концепции создания экспертно-консультативного органа, заключения которого имели бы преимущественно научно-правовое значение и использовались в работе по совершенствованию правовых основ судебной деятельности, а также в качестве аналитического материала по проблемам  судебной практики.

Основными направлениями деятельности международного  совета  должны стать анализ текущей ситуации  и выработка рекомендаций об имплементации передовых международных стандартов в национальной системе правосудия, определение приоритетных направлений исследований, экспертное содействие в совершенствовании правового регулирования судебной деятельности, реализации программ повышения   квалификации судейских кадров и другие меры по повышению эффективности судебной защиты  прав и свобод человека, обеспечению верховенства  права.

Организационно-правовое обеспечение деятельности такой модели международного совета может быть возложено на  структурное подразделение в аппарате Верховного суда либо  Научно-исследовательский институт Академии правосудия, создание которого инициировано Верховным судом.
Дополнительной проработки требуют вопросы материально-технического обеспечения. Объем и структура необходимых расходов должны определяться с учетом правового статуса, задач и функций создаваемого совета, а также результатов консультаций с уполномоченными органами о механизмах и  источниках финансирования.

Кроме того, рассматриваются альтернативные предложения о создании другой модели международного совета, более приближенной к вопросам отправления правосудия по конкретным судебным делам.

Например, статутом Суда Евразийского экономического союза (Суд ЕЭС) предусмотрено создание специализированных групп при рассмотрении конкретных споров, предметом которых являются вопросы промышленных субсидий, мер государственной поддержки сельского хозяйства, конкуренции, применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Специализированная группа состоит из трех экспертов по одному из списка, представленного каждым государством-членом по соответствующему виду спора. Состав специализированной группы утверждается Судом ЕЭС. Эксперты являются   высококвалифицированными специалистами, обладающими специальными знаниями и опытом по вопросам, которые являются предметом спора.

Специализированная группа готовит заключение, содержащее объективную оценку фактических обстоятельств дела, и предоставляет его  в Суд ЕЭС в  сроки, установленные  его регламентом. Заключение специализированной группы носит рекомендательный характер и оценивается судом при вынесении решений, предусмотренных статьями статута.

Порядок формирования и деятельности специализированных групп определяется регламентом Суда ЕЭС. После рассмотрения дела специализированная группа расформировывается.

Оплата услуг экспертов специализированных групп осуществляется за счет заявителей (решением Высшего Евразийского экономического совета оплата услуг экспертов установлена в размере 350 тыс. российских рублей). Вместе с тем такой подход  применительно к национальной судебной системе  может вызвать обоснованную критику по мотивам неравных возможностей доступа  к правосудию участников производства по делу. 

В целом создание обозначенной модели международного совета, более приближенного к процессуальным институтам и осуществляющего деятельность, основанную на нормах гражданского процессуального законодательства, имело бы более узкую предметную направленность.

В этом случае заключения экспертов международного совета имели бы рекомендательное значение для соответствующей (как предполагалось – инвестиционной) коллегии Верховного суда, с возможностью придания более императивного  характера по категориям дел, не затрагивающим национальные государственные интересы.

При такой модели международного совета организационные вопросы могут быть возложены на аппарат Верховного суда, а материальное обеспечение экспертной деятельности осуществляться  в порядке, предусмотренном процессуальным законом.