Интервью судьи Верховного суда Н.Кайыпжана // газета «Время», 18 августа 2015 года

Версия для печатиВерсия для печати

С 1 января 2016 года в Астане начнет действовать специализированный состав суда города по рассмотрению инвестиционных споров. Если ранее подобные дела рассматривались сначала на районном уровне, то с нового года их будут проводить в столице. О том, почему было решено

централизовать эту систему, рассказал в интервью газете “Время” судья Верховного суда Нуржан КАЙЫПЖАН (на снимке). ­

Нуржан Усипханулы, речь идет об экономических спорах, о которых мало информации. Поясните, что это за разновидность судов и споров? ­

Специализация по рассмотрению экономических споров введена с 2001 года. Это споры между юридическими лицами и частными предпринимателями. И уже более 14 лет во всех регионах действуют специализированные межрайонные экономические суды. А в областных судах имеются специализированные составы по рассмотрению экономических споров. И в Верховном суде тоже есть такой состав. Благоприятный инвестиционный климат является одним из приоритетов работы судебной системы. Учитывая, что речь идет о применении сложного законодательства, следует признать, что рассмотрение местными судами гражданских дел с участием инвесторов нередко приводит к затягиванию судебного разбирательства. Поэтому в целях реализации плана нации “100 конкретных шагов” и повышения доверия к отечественным судам, улучшения инвестиционного климата в стране в новом Гражданском процессуальном кодексе предусмотрено положение о создании с 1 января 2016 года специализированного состава суда города Астаны по рассмотрению инвестиционных споров. Он будет на более высоком профессиональном уровне разрешать все споры с участием инвесторов. Также в Верховном суде будет создана специализированная коллегия по рассмотрению споров с участием крупных инвесторов. Создание такой системы инвестиционного суда, на наш взгляд, ­ это оперативность и простота процедур, создание максимально комфортных условий для отправления правосудия. Поскольку суды, работающие с предпринимателями, должны прежде всего ценить их время и предоставлять свои услуги качественно и оперативно. ­

- Получается, что количество инстанций по инвестиционным спорам уменьшится? ­

- В настоящее время споры рассматриваются экономическими судами на уровне районов. Для них существует апелляционная коллегия областного суда. После этого есть еще кассация областного суда. А потом уже надзорная инстанция Верховного суда. Таким образом, существуют четыре инстанции, а после реформирования останутся две. То есть вопросы будут решаться быстрее с учетом пожеланий отечественных и иностранных инвесторов. ­

- Вы можете привести конкретный пример? ­

- О конкретных примерах говорить сложно, ведь затрагивается понятие коммерческой тайны. Но могу сказать, что таких дел немало. И суммы споров порой исчисляются в миллиардах тенге. В основном инвесторы обжалуют решения, действия налоговых, таможенных служб или же уполномоченных органов в области охраны окружающей среды. Только в 2014 году высшей судебной инстанцией удовлетворены иски инвесторов на сумму свыше 112 миллиардов тенге, тогда как в пользу государственных органов взыскано свыше 48 миллиардов тенге. При этом судом в полной мере осознается как необходимость защиты конституционных прав лиц на соблюдение гарантии прав инвесторов, так и обязательность исполнения ими норм национального законодательства. Именно в результате необоснованных начислений налогов и иных обязательных платежей и сборов, незаконность которых впоследствии подтверждается в суде, инвесторами ощущается угроза ущемления их прав и нарушения баланса интересов государства и инвесторов. ­

- Всем известно, что в нашей стране прилагаются огромные усилия для поощрения прихода иностранных инвестиций. Так почему же возникают такие миллиардные споры? ­

Прежде чем вкладывать инвестиции в экономику какого­либо государства, инвесторы проводят анализ целого ряда обстоятельств, определяющих условия и порядок ее функционирования, а также оценивают процедуры вхождения на соответствующий рынок и осуществления на нем своей деятельности. В рамках подобного анализа не меньшее значение придается вопросам наличия и состояния правовых механизмов защиты, которыми инвестор сможет воспользоваться при нарушении своих прав и интересов со стороны государства ­ реципиента инвестиций.

В нашей стране последовательно осуществляются действенные меры по развитию судебной системы и реализации ею задач по защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Законом “Об инвестициях” предусмотрены гарантии защиты деятельности инвесторов на территории республики и гарантии стабильности при изменении законодательства. А значительный рост поступления заявлений в экономические суды объясняется деловой активностью предпринимательского сообщества в условиях развития экономической политики, направленной на установление благоприятствующего бизнес­климата в стране.

Так, согласно результатам анонимного социологического опроса, проведенного во втором полугодии 2014 года на предмет оценки работы специализированных экономических судов субъектами малого, среднего и крупного бизнеса, принимавшими участие в судебных процессах, 86,4 процента респондентов довольны уровнем профессиональной компетенции судей экономических судов. А обстоятельств для возникновения споров много.

К примеру, иногда возникает проблема двойного налогообложения. В госорганах опытные юристы и в спорящих с ними компаниях тоже. Между ними идет предварительная переписка. И в суд они приходят каждый со своими доводами. Иностранные инвесторы часто приводят доводы со ссылкой на международные договоры. И при рассмотрении данных категорий споров часто предпочтение отдается международным договорам, подписанным Республикой Казахстан, а не национальному законодательству. Это не противоречит Конституции страны. Поясню, что более чем с 50 странами заключены соглашения и договоры, направленные на то, чтобы избежать двойного налогообложения. Причем не все споры решаются в судах.

Некоторые проблемы по налогообложению предварительно рассматриваются на Совете иностранных инвесторов. Там могут поднимать вопросы по изменению законодательства, если какие­то нормы ущемляют права инвесторов. Также есть Апелляционный совет по вопросам налогообложения при премьер­министре. И там рассматриваются спорные вопросы налогообложения, которые поднимают иностранные инвесторы. К тому же с июня 2014 года в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов Законом “Об инвестициях” введена фигура инвестиционного омбудсмена. Такими полномочиями наделен министр по инвестициям и развитию Асет ИСЕКЕШЕВ. Он может рассматривать эти споры в досудебном порядке. Если надо, он может внести предложения о внесении изменений в законодательство. Может убедить одну из спорящих сторон пойти на уступки, чтобы, например, снизить сумму штрафа. ­

- В суде будут рассматриваться споры именно иностранных инвесторов? ­

- Как иностранных, так и отечественных. Но только если в Министерстве по инвестициям и развитию он зарегистрирован как инвестор. Тогда это юридическое лицо имеет право обращаться в инвестиционный суд. К тому же в законодательство в прошлом году введено понятие крупного инвестора ­ это физическое или юридическое лицо, осуществляющее инвестиции в Республике Казахстан в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя. Он, конечно, имеет некоторые привилегии. Планом нации (25­й шаг) также предусмотрено создание международного совета при Верховном суде для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов. Проектом Гражданского процессуального кодекса предусмотрена норма, согласно которой при рассмотрении инвестиционных споров суд вправе запрашивать заключение специалистов этого международного совета, которое носит рекомендательный характер. В заключение хотелось бы сказать, что, по мнению международных экспертов, казахстанская судебная система соответствует мировым стандартам в области защиты прав инвесторов.

Талгат Кирбетов, фото автора, Астана